Колонка эксперта. Автор: Меркулов Игорь Александрович, доктор медицинских наук, врач-онколог, заместитель главного врача Клиники К+31 Запад (г. Москва)
Тема: 177Lu-PSMA-617 против ингибитора андрогенной оси в лечении прогрессирующего метастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы, не леченного таксанами.
Простатический специфический мембранный антиген (PSMA) является хорошо изученным клеточным мембранным антигеном, специфичным для рака простаты (РПЖ), и не встречается в других тканях организма. Он присутствует в высоких концентрациях в 95% случаев РПЖ и является идеальной мишенью для разработки радиофармацевтических препаратов как для визуализационных исследований, так и для радионуклидной терапии.
С октября 2000 года началась эпоха активного исследования лютеция-177 (177 Lu-PSMA-617) у пациентов с метастатическим раком предстательной железы. Лютеций-177 (177 Lu-PSMA-617) является радиоактивно меченной малой молекулой, доставляющей β-излучение к клеткам, экспрессирующим простат-специфический мембранный антиген. После связывания с PSMA лютеций-177 быстро интернализуется в клетки РПЖ. Бета-излучение вызывает повреждение ДНК в виде ее разрывов и окислительных повреждений, что в конечном итоге приводит к гибели раковой клетки. По сравнению с химиотерапией лютеций-177 77 является высокоспецифичным для предстательной железы и не затрагивает окружающие ткани, что позволяет избежать серьезных побочных эффектов и делает эту терапию безопасной и с низкой токсичностью.
Данный препарат был одобрен Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США и Европейским агентством по лекарственным средствам в 2022 году для лечения метастатического кастрационно-резистентного РПЖ после гормональной терапии и терапии химиотерапевтическим препаратом. В настоящее время данный препарат также исследуется на более ранних стадиях заболевания, таких как гормоночувствительный олигометастатический РПЖ.
В соответствии с существующими рекомендациями возникновение кастрационной резистентности рака диктует необходимость перехода на химиопрепарат при отсутствии таргетируемых мутаций, но в ряде случаев возникает ситуация, когда пациенту по ряду причин невозможно провести химиотерапию, и тогда, какие варианты существуют в клинической практике? Переход на другой ингибитор пути андрогеновых рецепторов (анг. ARPI)? А может перейти на лечение лютеций-177?
Рассмотрим результаты исследования фазы III PSMAfore, сравнивающее эффективность применения 177 Lu-PSMA-617 в сравнении с ARPI у пациентов с метастатическим кастрационно-резистентным раком предстательной железы, не получавших таксаны, у которых наблюдалось прогрессирование на предыдущем ARPI.
В данном рандомизированном контролируемом исследовании, проведенном в 74 центрах в Европе и Северной Америке, 468 пациентов были случайным образом распределены (1:1) на терапию 177 Lu-PSMA-617 один раз в 6 недель в количестве шести циклов или на смену ARPI (на абиратерон или энзалутамид). Первичной конечной точкой в исследовании была выживаемость без рентгенологического прогрессирования, определяемая как время от рандомизации до рентгенологического прогрессирования или смерти. Безопасность была вторичной конечной точкой. 134 (57%) пациентов, которым была назначена терапия ARPI, перешли на получение 177 Lu-PSMA-617 ввиду прогрессирования на новом ARPI, т. е. осуществлен кроссовер.
В первичном анализе результатов (7,26 месяцев от рандомизации до первого отсечения данных) рентгенографическая выживаемость без прогрессирования заболевания составила 9,30 месяцев в группе 177 Lu-PSMA-617 против 5,55 месяцев в группе изменения ARPI (коэффициент риска [HR] 0,41).
В обновленном анализе (24,11 месяца время от рандомизации до третьего отсечения данных) рентгенологическая выживаемость без прогрессирования заболевания составила 11,60 месяцев в группе 177 Lu-PSMA-617 против 5,59 месяцев в группе изменения ARPI (HR 0,49).
Частота нежелательных явлений 3–5 степени была ниже в группе 177 Lu-PSMA-617 (по крайней мере одно явление произошло у 81 [36%] из 227 пациентов; четыре [2%] степени 5 [не связанной с лечением]), чем в группе изменения ARPI (у 112 [48%] из 232 пациента; пять [2%] степени 5 [один связанный с лечением]).
За время наблюдения не было отмечено существенных различий в общей выживаемости между группами, вероятно, из-за высокой частоты кроссовера (в процессе исследования 57% пациентов при прогрессировании перешли с ARPI на лютеций-177). Более низкие показатели нежелательных явлений степени ≥3 степени (36% против 48%) наблюдались при использовании 177 Lu-PSMA-617, несмотря на более длительную продолжительность лечения.
В качестве комментария необходимо отметить, что выбор стратегии замены одного ARPI на другой при прогрессировании (тем более при кастрационной резистентности) неоптимален, т. к. ранее проведенные исследования, продемонстрировали ее неэффективность, и существующие рекомендации диктуют необходимость перехода на химиопрепарат или таргетную терапию, в случае выявления соответствующих мутаций. Но, исследование состоялось таким каким оно было и подтвердило ранее полученные данные, что 177 Lu-PSMA-617 является более эффективным вариантом лечения, чем смена ARPI у пациентов, которые не являются кандидатами на терапию на основе таксанов с благоприятным профилем безопасности.
В следующих публикациях рассмотрим иные стратегии применения 177 Lu-PSMA-617.
С любовью к Вам!
* Если Вы копируете и распространяете наш пост на своих ресурсах, пожалуйста, сохраняйте ссылку на источник
Приглашаем в чат пациентов и их родственников с раком предстательной железы